Полимедийность начинает играть в образовании все большую роль
04.07.2013

Полимедийность начинает играть в образовании все большую роль

Уже в пятый раз состоялась Международная научно-практическая педагогическая конференция "Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития", которая проходила в Суздале.

На мероприятии собрались педагоги и управленцы в образовании из Великобритании, США, России и стран СНГ. Методы управления ходом самой конференции были инновационные. К примеру, вопросы докладчикам поступали не с помощью записок, а в Твиттере. А оценивать выступления своих коллег и отвечать на вопросы докладчиков оказалось весьма удобно с помощью опросных систем.

"Сегодня наша страна требует новых кадров, - сформулировал актуальные задачи для педагогов директор Департамента образования Владимирской области Михаил Корешков, - и основные точки роста находятся именно в среде новых информационных технологий. Важно, чтобы опыт, который у нас есть сегодня, был озвучен и получил распространение".

Участники конференции говорили о том, что в первую очередь сегодня надо уметь и учащимся, и педагогам работать с новыми технологиями, обрабатывать с их помощью те огромные объемы информации, которыми мы вынуждены оперировать. Информация умножается ежегодно в разы, многое устаревает, поэтому учиться приходится всю жизнь. Облегчить решение этой задачи могут именно технологии, однако сегодня их надо не только внедрять, но и стараться оценивать, насколько эффективно они работают.

Технологии сегодня также меняются быстро: еще вчера оборудование класса могло составлять огромный массив устройств, сегодня один дисплей может выполнять функции системного блока, проектора, камеры и т.д. Важно, что многие подобные устройства производятся именно в России.

В образовательном процессе педагогу сегодня помогают интерактивные полы, столы, доски, системы опроса и голосования, все большее распространение имеют мобильные устройства, или так называемая технология BYOD (bringyourowndevice – буквально: "принеси с собой свое мобильное устройство"). В такой ситуации суперсовременный мобильный телефон с выходом в Интернет не будет мешать на уроке, а скорее помогать. Надо только решить, какой модели BYOD будут следовать в вашем классе: например, централизованной, когда все ученики получат одинаковые устройства, или ребята смогут приносить в класс свои гаджеты. Будет это ситуация дикого BYOD, когда ребята даже вопреки запретам будут пользоваться ими на уроке или управляемого, - это решать педагогу, но то, что это явление прочно входит в образовательный процесс, похоже, ясно.

А возможности, которые дают виртуальная и дополненная реальность, цифровые лаборатории и облачные сервисы, технологии дистанционного обучения? Их повсеместное внедрение приведет к ликвидации цифрового неравенства и позволит давать в удаленных от центра школах не менее качественное образование, чем в крупных городах. Кроме того, использование новых технологий ведет к трансформации класса как такового: сегодня он ограничивается скорее количеством людей и мобильных устройств, участвующих в данный момент в образовательном процессе, а не четырьмя стенами и партами.

Тем не менее, все на так просто: если для детей переход к новым технологиям это один шаг, то для учителей это целый путь, потому что у педагога сильна привычка к традиционным методам обучения. Об этом, в частности, говорил старший образовательный консультант компании Promethean доктор филологических наук Джон Коллик, пояснив на примере своей дочери, что еще в свои школьные годы дома она пользовалась и современным телефоном, и выходила в Интернет, смотрела ролики на Youtube и играла в игры. Школа же оставалась традиционным академическим заведением, где новейшие технологии еще не нашли применения.

Впрочем, определенные трудности здесь сохраняются до сих пор. Несмотря на все темпы роста использования технологий в образовании в России, по словам участников конференции, до сих пор в среднем на 15 школьников страны приходится 1 компьютер. Именно поэтому в последние годы, когда школа взяла курс на инновации, ей оставалось только догонять более продвинутых учащихся, всеми способами стараться обратить внимание детей на себя и стать их проводником в мире Интернета и технологий, тогда как раньше они были предоставлены сами себе и подвержены многочисленным рискам.

С помощью разумно используемых технологий сегодня реально обучить действительно всех, поскольку даже самый застенчивый ученик может показать педагогу, что он понимает хорошо и чего пока не усвоил. Этому способствуют, например, современные системы опроса. Они становятся, по сути, "пультом управления учителем". В зависимости от уровня знаний, демонстрируемых детьми в ходе опросов, педагог может отрегулировать темп обучения для каждого класса, для каждого ребенка.

В этом году практическая часть конференции была значительно расширена, и большую ее часть заняли мастер-классы разработчиков образовательных технологий. Всех участников мероприятия разбили на четыре потока, и теперь уже педагоги стали учениками, потому что мастер-классы превратились в настоящие интересные уроки.
Региональный менеджер по продажам Марк Котляр и главный специалист по обучению компании PascoГленн Старки представили свои цифровые датчики и анализаторы. Аудитория с удовольствием измеряла освещенность помещения, насыщенность воздуха СО2, свойства газов и температуру тел, изучая способы применения современных технологий в преподавании естественных наук. Сами педагоги с неподдельным интересом на вытянутых руках поднимали анализатор к осветительным приборам в зале и доказательно спорили о возможном значении, точную цифру которого затем показывал беспристрастный прибор. Подобные приемы могут разнообразить преподавание физики и биологии в старших классах, и, по словам участников мастер-классов, позволят заменить целые страницы теории, которые ребятам приходится заучивать. С такими яркими уроками, где все познается на собственном опыте, знания отпечатаются в сознании надолго.

В мастер-классе компании Promethean, который вели ее образовательный конультант Инна Стивенс, начальник учебного отдела Екатеринбургского дома учителя Валерия Короткова, а также педагог начальных классов Малодубенской школы Елена Чулихина создавали школьную газету с помощью интерактивного стола ActivTable. Этот интуитивно понятный инструмент уже успел покорить британских школьников, особенно тех, для кого английский не родной, но игра и необходимость взаимодействия при работе с задачами ActivTableпомогают им быстрее его освоить.

Редакционно-издательское дело непростое, но несмотря ни на что педагоги вновь ощутили себя увлеченными учениками, склонившись над столом, чтобы подготовить небольшой школьный бюллетень в две страницы. Каждому в рамках проекта была отведена своя должность и свой набор инструментов. Работать со столом одновременно могут до 6 человек, но педагоги справились и втроем, а затем в автоматически сформированных таблицах проанализировали свой вклад в работу. Такой анализ можно проводить по каждому проекту.

← Назад к списку